Чтобы не допустить беды
Уважаемые родители! Соблюдая необходимые правила безопасности, ваш ребенок сможет принять правильное решение в сложной ситуации и избежать встречи с преступником.
Для этого ребенку нужно навсегда усвоить «Правила четырех «не»:
- Не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом;
- Не заходи с ними в лифт или подъезд;
- Не садись в машину к незнакомцам;
- Не задерживайся на улице после школы, особенно с наступлением темноты.
С раннего детства ребенок должен знать, что люди бывают разные, и общаться надо только с теми, кого знаешь. Очень важно объяснить ребенку, что незнакомец – это любой человек, которого не знает сам ребенок.
Незнакомец может назвать ребенка по имени, сказать, что пришел по просьбе его мамы, может позвать посмотреть мультфильмы или предложить конфету. Но если человек ребенку незнаком, то он должен на все предложения отвечать отказом и в случае опасности кричать: «Я его не знаю!»
Родителям необходимо внушить ребенку, что никогда и ни при каких обстоятельствах они не пришлют за ним в школу, домой или во двор незнакомого человека. Если такой человек подойдет, кем бы он ни назвался, надо немедленно бежать в людное место, звонить родителям или обратиться к полицейскому.
Советы мамам девочек
Как уберечь дочку от раннего взросления
Смотришь на молоденьких девочек, совсем юных и неопытных, с совсем ещё детской улыбкой и взглядом, не знающих, что такое жизнь, и страшно. Жалко и страшно. Практически каждая девочка проходит через неудачный первый интимный опыт, болезненный и непонятный для неё.
Родители должны, просто обязаны быть ближе к своим детям, объясняя им важные вещи, про которые дети должны узнать именно от них, но ни как не от подруги или мальчика, живущего по соседству. Что можно почерпнуть от одноклассника, сидящего за соседней партой, или «продвинутой одноклассницы», прошедшей в свои юные 13 лет огонь, воду и медные трубы, а что могут родители?
Мамочки, будьте внимательны к своим девочкам. Мама – это самый близкий человек, который должен быть не только мамой, но и самой лучшей подругой, чтобы потом ваша девочка однажды не стала считать вас чужим, холодным человеком!
Иногда смотришь на проходящих мимо молоденьких девчушек, которые идут, улыбаются, что-то рассказывают друг другу, делятся, хвастаются, или просто смеются…. Это ещё дети, девочки, дверь в детство для которых ещё открыта нараспашку, не смотря на то, что они уже начали заглядываться на мальчиков и интересоваться косметикой. Это ещё совсем неопытные малышки, потому что там – внутри души, отражённой в восторженных взглядах и счастливых улыбках ещё светится детская искренность, чистота и непорочность, наивность и доверие.
Но иногда в этой толпе видишь других девочек… И, честно говоря, вздрагиваешь, когда видишь, как маленькая, не оформившаяся женщина, согнувшаяся и ссутулившаяся, с затравленным жестким взглядом совершенно взрослого человека, покалеченного и отчаявшегося, с килограммами косметики на глазах, шагает, словно в пустоту. Страшно. Так же и страшно, когда тринадцатилетняя девочка, одетая, как совершенно взрослая мадам выглядит, как взрослая девушка, женщина, с надменным вызывающим взглядом вышагивает, виляя ещё совсем детской попкой, и держит в руках сигарету.
Девочки в таком возрасте – легко подвержены чужим взглядам, чужим мировоззрениям, легко берут пример со сверстниц или знакомых, которые или постарше их, или уже имели сексуальный опыт. Такие сверстницы для маленьких девчушек очень часто становятся в их ещё детской, несформировавшейся психике – эталоном, примером для подражания.
Очень много посторонних факторов помимо родительского воспитания влияет на формирование детской психики, превращая её из девочки в девушку. Это и сверстницы, и школьные подруги, и взаимоотношения с родителями, а в особенности с мамой, это и фильмы, которые смотрит по «ящику» ваш ребёнок, реклама, интернет, старшеклассники.
Факт в том, что в таком возрасте дети стремятся выделиться, привлечь внимание, заявить о себе, как о личности, а в случае девочек, когда она начинает заглядываться на мальчиков, она ещё и начинает осознавать кто она! Первые эмоции, первая влюблённость – эти чувства ещё совсем далеки от тех чувств, которые она переживёт, когда станет взрослой, состоявшейся женщиной, но эти эмоции очень сильны, потому что они – первые, ещё совсем непонятные для неё, очень глубокие и будоражащие маленькое детское сердечко.
В такие моменты, когда девочке особенно необходимо участие, поддержка, понимание и сопереживание, мама должна быть для неё самым близким человеком! Но, к сожалению, родители не относятся к этому настолько серьёзно, насколько это необходимо в этот период формирования психики ребёнка, а, зачастую, даже наоборот, и вовсе не стремятся поинтересоваться тем, что творится в жизни у девочки. Не рассказывает – ну и ладно, значит, ничего такого нет! Как же, нет, вспомните себя в этом возрасте!
Девочке необходимо полноценное понимание её переживаний, её эмоций, чувств, её мировосприятия! Но, вследствие того, что она не получает этого от самых близких и дорогих её сердцу людей, она начинает искать этого на стороне. Девочки ищут это понимание среди сверстниц, которые оказываются, почему-то очень опытны во многих вопросах, точно «ходячая энциклопедия». Хотя, на самом деле, так называемый подростковый «опыт», или чрезмерная «осведомлённость» во многих вопросах интимных и делах сердечных – это всего лишь фантазия, желание выделиться, показаться взрослее, завоевать уважение среди сверстников. Часть этого опыта – услышана или увидена где-то, часть – хорошо профантазирована и выдаётся за чистую монету.
Мальчики же на этот момент вообще очень далеки от девичьих интересов, фантазий и восприятия «мальчик-девочка», «девочка-мальчик». Вот только, к сожалению, ваша девочка начнёт понимать это когда станет гораздо старше, когда неоднократно столкнётся с тем, что мужчина и женщина – две стороны одной медали с разным рисунком и разным составом сплава.
Непонимание, одиночество в своём кругу общения, если он ещё и есть, к тому же, приводит девочку к непониманию себя и близких, вспыльчивости и возможно даже агрессивности, спаду интереса к учёбе, любимым занятиям. Ребёнок начинает искать себя, пытаться понять свои чувства и эмоции и не всегда с ними справляется.
Практически каждая девочка даже не осознаёт того, что именно с ней происходит, а в итоге – она просто поддаётся этому состоянию, и начинается психологическая ломка, гонка за сверстницами. Если так делает самая популярная девочка в классе – значит это круто! Ведь в подростковом возрасте обязательно должен быть пример, кумир, идеал, эталон, которому можно и нужно подражать, как думает и считает ребёнок. Это может быть мама или старшая сестра, привычки которой будут полностью перенесены на себя, а может быть и одноклассница.
Так что же делать и как быть?
- Внимание к ребёнку. Нет, не дрессура девочки каждый день и час уроками, строгостью и отчиткой по поводу того и этого. В такой период следует быть мягче. Ни в коем случае нельзя отчитывать девочку, упрекать, угрожать или шантажировать чем-то. Ни в коем случае нельзя употреблять такие фразы как: Посмотри на себя, да кто ты такая, я в твоём возрасте…когда ты начнёшь меня понимать?» Это вы должны понимать! А она – только учится.
- Золотое правило «давай сделаем это вместе» и «давай, я тебе помогу» — распространяются не только на двухлетних малышей, которые учатся говорить, рисовать, лепить из пластилина. Мы все учимся, мы все внутри души – дети. И каждому из нас – помощь бывает иногда просто необходима.
- Не запирайте в четырёх стенах! Это будет очень большой ошибкой с вашей стороны. Девочка должна иметь хотя бы небольшой список того, чего она может из того, что она хочет! Равнение на сверстников в купе с родительскими запретами то на одно то на другое – могут вызвать подсознательно отторжение вас, как авторитета, и даже ненависть.
- Позволяйте приводить домой подругу или мальчика, с которым она дружит. А почему нет? Спросите себя, почему нет? А ей это необходимо, для того чтобы чувствовать себя увереннее. Её дом – это её среда, здесь она – хозяйка. Пришли к ней, а не она к кому-то, и это важно для неё, важно, как для формирующейся личности. Самый же главный плюс в данной ситуации заключается в том, что вы сможете понять то, с кем она общается, как она общается, и даже узнать её совсем с другой стороны.
- Уделяйте время на то, чтобы просто поговорить. Но только вдвоём. Не надо пытаться разговаривать, когда она пришла на кухню попить воды, или когда вы одновременно смотрите телек, кормите второго ребёнка, да ещё и стоите к ней спиной. Разговаривать нужно только вдвоём, а лучше всего – в её комнате, где ей будет более спокойно и комфортно, так как это – её территория.
- Проводите вместе совместное время. Ходите куда-нибудь, интересуйтесь, что ей нравится. Делитесь своими взглядами и вкусами, но не навязывайте своего мнения. Очень многие мамы – просто насилуют ребёнка собственными взглядами на то, какую одежду носить, как одеваться, как выглядеть, что делать и как говорить.
- Делайте всё – ЛЕГКО и с радостью! Не надевайте на себя масок строгой мамы, жертвы, которую все терроризируют или мамы-тирана, которая всех строит и знает, что для кого хорошо, а что нет. Будьте собой, и ваша девочка это оценит. Она будет просто вас любить за то, что вы такая, какая вы есть. А это – самое главное!
СЕМЕЙНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
- Придумайте вместе с детьми семейный пароль, который каждый сможет использовать в качестве сигнала в случае опасной ситуации.
- Если ваш ребенок добирается до дома без сопровождения взрослых, придумайте вместе с ним постоянный и наиболее безопасный маршрут. Договоритесь с ребенком о том, что он постоянно будет ходить именно этой дорогой.
- Научите ребенка беречь ключи и расскажите ему, что делать, если он их потеряет. Выходя из дома, ребенок должен проверять, взял ли он ключ с собой.
- Оговорите границы окрестностей, в которых ребенок может гулять.
- Сформируйте у ребенка привычку рассказывать о том, как он провел время, когда оставался без вашего присмотра.
- Ребенок обязательно должен знать свое имя, имена родителей, домашний адрес и телефон. Это поможет ему добраться до дома, если он потерялся.
- Дети должны знать, как и в каких случаях можно позвонить в полицию, противопожарную службу и скорую помощь.
- ТЕЛЕФОНЫ ЭКСТРЕННОЙ ПОМОЩИ
- 010 – ПОЖАРНЫЕ, МЧС
- 020 – ПОЛИЦИЯ
- 030 – СКОРАЯ ПОМОЩЬ
- 112 – ЕДИНЫЙ ТЕЛЕФОННЫЙ НОМЕР ВЫЗОВА ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБ СО ВСЕХ СОТОВЫХ ТЕЛЕФОНОВ
Родителям о наказании
Иметь детей – это, конечно, счастье, но, к сожалению, не безоблачное. Послушный, безукоризненный ребенок больше похож на робота. Настоящий, живой маленький человечек не раз огорчит родителей своими поступками, за тем обязательно последует наказание. Но вот каким оно должно быть, за что можно, а за что нельзя наказывать?
За что нельзя наказывать: Родители должны твердо запомнить, что ребенка нельзя наказывать за врожденные недостатки, которые ребенок не в силах исправить. Например, заикание. Наказание за плохую учебу чаще всего ведет к стойкой нелюбви ходить в школу вообще, а также к обману родителей, вырыванию страниц из дневника, прогулам и т.д. нельзя наказывать за проступки, совершенные ребенком из -за непонимания, что это плохо. Ведь он просто этого не знал. Не ругайте его, а спокойно объясните, почему этого делать нельзя. Если вы узнали о проступке вашего ребенка спустя длительное время после его свершения, не наказывайте его. Возможно, сейчас бы он этого не сделал, а скрывал, потому что было стыдно. Поговорите об этом. В случае же непонимания объясните, в чем состоит его вина и как вы огорчены.
Как нельзя наказывать: Наказывать ребенка нужно только с холодной головой и обязательной любовью к нему. Недопустимы элементы жестокости. Такие как подзатыльники, щипки, выкручивание рук или ушей. Часто родители наказывают, еще не остыв и соответственно не соизмеряя меру наказания к самому проступку. Бывают случаи, когда в наказание детей родители вкладывают еще и свое плохое настроение, раздражительность, на них свои собственные неудачи. Это совершенно недопустимо. Вы можете нанести не только телесные повреждения, но и травмировать психику ребенка, что приведет к патологической боязни наказания. А ведь для нас главное – чтобы боялись огорчить, расстроить родителей, а не ремня.
Нельзя детей наказывать в присутствии друзей и вообще посторонних людей. Ведь вы хотите наказать за конкретный проступок, а не унизить. Для впечатлительных детей нет ничего страшнее, и они могут вас возненавидеть.
Нельзя за один и тот же проступок наказывать несколько раз. Например, сегодня вы не разрешили ему смотреть любимую передачу, а в воскресенье не разрешили пойти в гости, мотивируя тем, что он все еще расплачивается за случившееся. Даже преступников не судят дважды за одно преступление.
Как можно наказывать. Наказание должно быть адекватно проступку. Это обязательно! В любом случае необходимо объяснение, за что и почему это плохо. Лучше ограничиться строгим внушением, но не криком. А для этого нужно успокоиться самому родителю.
Дети пока вырастают, естественно, совершают множество ошибок, порой грубых, наносящих и материальный, и моральный ущерб окружающим. Родители придают особое значение именно наказанию и зачастую используют его неверно, нанося психике ребенка непоправимый вред.
Надо поставить перед собой задачу, как “очеловечить” наказание, как найти формы, не унижающие человеческого достоинства, как использовать наказание так, чтобы направить его к действиям, которые помогли бы исправить его ошибку, а не добиваться послушания любой ценой.
- Наказание должно быть строго объективным (то есть справедливым). Дети не прощают несправедливого наказания и, наоборот, адекватно относятся к справедливому, не тая обиды на взрослого.
- Сочетать наказание с убеждением. Именно через проникновенное слово родителя можно довести до сознания смысл наказания и его причины, а также желание исправить свое поведение.
- Отсутствие поспешности в применение наказания. Необходимо сначала выявить причины, побудившие ребенка к отрицательным действиям.
- Применять наказание лишь после того, как все другие методы и средства не дали никаких результатов или когда обстоятельства требуют изменить поведение человека, заставить его действовать в соответствии с общественными интересами.
- Наказание должно быть строго индивидуализировано. Для одного ребенка достаточно только взгляда, для другого – категорического требования, а третьему просто необходим запрет.
- Не злоупотреблять наказанием. Дети привыкают и не испытывают угрызений совести. В таком случае – зачем оно?
7 правил известного психотерапевта В.Леви “Важно помнить”:
- Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.
- Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.
- За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно, за все проступки сразу.
- Недопустимо запоздалое наказание. Иные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.
- Ребенок не должен бояться наказания. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.
- Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание вызывает у него отрицательную реакцию.
- Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова.
Права, обязанности и ответственность родителей
Согласно Семейному Кодексу Российской Федерации родители имеют право воспитывать ребенка, а также несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак, и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Родители имеют право:
- защищать права и законные интересы детей, выступать перед физическими лицами, в том числе в судах, их законными представителями без оформления специальных полномочий;
- на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования;
- на выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или в негосударственных учебных заведениях;
- на возмещение за счет государства затрат на обучение детей в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих программы общего образования;
- на прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства;
- на ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
- на участие в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети;
- на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;
- на перевод ребенка, получающего образование в семье, для продолжения образования в общеобразовательном учреждении при положительной аттестации;
- выражать согласие (или несогласие) на прохождение детьми военной подготовки в гражданских образовательных учреждениях на факультативной основе;
- обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями;
на помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей;
- на заботу и содержание со стороны своих совершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав;
- проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на общение, участие в воспитании, решении вопросов получения образования и на получение информации о своем ребенке из воспитательных, образовательных и других учреждений (ограничения возможны только в случае наличия угрозы жизни или здоровью ребенка).
Родители обязаны:
- обеспечивать и защищать права интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;
- обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении;
- выполнять Устав общеобразовательного учреждении;
- не допускать неправильного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя;
- обеспечивать в пределах своих способностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка;
- содержать своих несовершеннолетних детей (порядок и формы предоставления содержания детям определяются родителями самостоятельно; в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей (алименты) взыскиваются с родителей (родителя) в судебном порядке).
Ответственность родителей.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и иную ответственность.
Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (объявить общественное порицание или предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф):
- в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей,
- за доведение их до состояния опьянения или потребления наркотических средств без назначения врача,
- за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения,
- за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений.
В уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены специальные нормы об уголовной ответственности родителей:
- за вовлечение несовершеннолетних детей в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом;
- за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ;
- за вовлечение в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жестоким обращением;
- за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей.
Родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетних детей, а также за вред, причиненный малолетними детьми (до 14 лет).
Родители могут быть по суду лишены родительских прав, если они:
- уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе злостно уклоняются от уплаты алиментов;
- злоупотребляют родительскими правами;
- жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют психическое и физическое насилие, покушаются на половую неприкосновенность;
- совершили преступление против жизни или здоровья супруга.
При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью органы опеки и попечительства могут немедленно отобрать ребенка у родителей на основании решения органа местного самоуправления.
С учетом интересов ребенка суд может отобрать ребенка у родителей без лишения родительских прав (ограничение родительских прав). Такое решение возможно по обстоятельствам, от родителей не зависящим (опасные заболевания, стечение тяжелых семейных обстоятельств и др.), и в случаях, когда оставление ребенка с родителями опасно для него.
Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в правах, теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка.
Если родитель изменил поведение, образ жизни или отношение к воспитанию ребенка, он может быть восстановлен в родительских правах.
Алименты – это средства на содержание несовершеннолетних или нетрудоспособных детей, взыскиваемые с родителей или одного из них в судебном порядке или по согласию родителей.
Размер алиментов таков:
- на одного ребенка – одна четвертая часть заработка;
- на двух детей – одна треть заработка;
- на трех и более детей – половина заработка.
С учетом семейного положения и материального состояния сторон размер алиментов может быть уменьшен или увеличен.
Алименты могут взыскиваться и с совершеннолетних детей в пользу нетрудоспособных и нуждающихся в помощи родителей.
Право на получение алиментов также имеют:
- нетрудоспособные несовершеннолетние братья и сестры, которые не могут получать алиментов от родителей, от совершеннолетних и трудоспособных братьев и сестер, которые обладают необходимыми средствами;
- нетрудоспособные несовершеннолетние внуки от бабушек и дедушек, обладающих необходимыми средствами;
- нетрудоспособные бабушки и дедушки от трудоспособных совершеннолетних внуков, обладающих необходимыми для этого средствами;
- нетрудоспособные отчим и мачеха от трудоспособных совершеннолетних пасынка и падчерицы, обладающих необходимыми для этого средствами.
Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (объявить общественное порицание или предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф):
- в случае злостного невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей,
- за доведение их до состояния опьянения или потребления наркотических средств без назначения врача,
- за совершение подростками в возрасте до 16 лет нарушений правил дорожного движения,
- за появление детей в общественных местах в пьяном виде, а равно за распитие ими спиртных напитков или в связи с совершением других правонарушений.
В уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены специальные нормы об уголовной ответственности родителей:
- за вовлечение несовершеннолетних детей в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом;
- за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ;
- за вовлечение в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
- за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жестоким обращением;
- за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей.
Родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетних детей, а также за вред, причиненный малолетними детьми (до 14 лет).
Используемая литература
- Семейный кодекс Российской федерации;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Уголовный кодекс Российской Федерации;
- А. В. Бабушкина «Как подростку защитить свои права». М., 1999;
- Е. А.Зайцева, Л. И. Семина «Права, обязанности и ответственность участников образовательного процесса». М., 1997.